Non-failure operation and diagnostics of Gas-Turbine

Summary

      In the monograph problems of non-failure operation gas-turbine power installations in operation and problems of their parametrical diagnosing are considered. Techniques of calculation of parameters of non-failure operation of installations while in service, and also procedures of diagnosing on the basis of the forecast of trends and the multivariate statistical analysis of parameters are resulted. Feature of a statement of the specified questions is wide use of modern information technologies on the basis of integrated mathematical packages Mathcad and Statistica. Examples of use of settlement techniques for the decision of practical problems of parametrical diagnosing on the basis of the analysis of operational data are given. The technique of an estimation of quality of test systems at a design stage of installations and in operation is offered.
      The monograph is calculated on experts of the scientific organizations, post-graduate students and students of the senior rates trained and solving practical problems of an estimation of a technical condition of complex objects in operation. Many sections of the monograph can be useful to design-engineers of gas-turbine power installations and also to the mechanical engineers maintaining installations.

Introduction

The world power in end of XX century has collided with necessity to learn to create rather inexpensive machines with the high technical and perfect eco-logical parameters. This need is mainly caused by an approaching deficiency of organic fuel, and also toughening of requirements to a level of environmental contamination.
      The analysis of tendencies of development of power machines testify that the most perfect installations can be created with use gas-turbine technologies. Many power experts well-earned consider XXI century - as a century of gas-turbine technologies.
      This opinion is based on:
   -  High power consumption of gas-turbine installations that is characterized by specific capacity 1-3 MW/m3 (1-2 MW/t) and significant modular capacity (10 - 800 MW);
   -  High efficiency on modes of a rated load (55 - 60 % and more in complex and binary cycles);
   -  High maneuverability and readiness for action (emergency preparation for action of 20-30 mines, time of start of 5-10 mines, time of an output for a nominal mode of 15-20 mines);
   -  High automation of managerial processes, small labor input of maintenance service, high maintainability.
   -  Power programs of industrially developed countries of the world at the end of XX century and at first half of XXI century confirm the tendency of wide use of gas-turbine installations for development of energy.
   -  In the middle of the last century significant successes in development of gas-turbine engines in military aircraft have been reached. It was caused both political opposition of two world systems, and struggle for development of gas-turbine technologies testifying to a level of development of technical potential of the countries.
   -  Four countries took part in development and creation gas-turbine engines of the third generation: the USSR, the USA, France, England; engines of the fourth generation - only three, and engines of the fifth generation - only two: Russia and the USA.
   -  Works on creation of engines of the sixth generation have started only in the USA. It speaks that expenses for creation of engines of "new generation" are very great. However these expenses are justified by that gas-turbine technolo-gies become a basis of the further development of the industry of the advanced industrial countries of the world the nearest 50 years.
   -  It is known, that industrial application of gas turbines has begun with con-version aviation gas-turbine engines, but now industrial gas-turbine equipment all over the world develops more intensively. It has led to that working off of the most advanced gas-turbine technologies frequently advances development of aviation engines, being base already for perfection of aircraft.
   -  In 1992 in the USA the program "Advanced Turbine System" (ATS) with the purpose of creation gas-turbine installations with efficiency of a simple cycle of 40 %, in the combined cycle - 60 % has been accepted; decrease in issue NOx to a level no more than 9 m, and CO - no more than 20 m behind the free turbine without external systems of suppression of harmful emissions at preser-vation or increase of a level of reliability. The last years have shown that this pro-gram in many respects is executed.
   -  In the world power market companies GE, Rolls-Royce, ABB, Siemens, Solar Turbines, Mitsubishi Heavy Industries Europe and a number of other firms are widely presented. More than 40 years in the world market of industrial gas turbines are in the lead company General Electric Power Systems (nearby 50 % of the world market of gas turbines).
   -  Many transnational companies get in the gas-turbine industry of the Rus-sian Federation buying shares of leading engine building firms. So, for example, Pratt and Whitney company, the recognized manufacturer of aviation engines, has got a share holding of one of leading Russian enterprises of Open Share So-ciety "Permskie motory", and firm Siemens - shares of "Silovie machiny". The big contribution to development gas-turbine power domestic aviation design of-fices and manufactures "Saturn", "B named N.D. Kuznetsov", etc.
   -  As a whole all the firms developing the advanced gas turbines, distin-guishes aspiration to raise characteristics of engines due to improvement of loop variables, developments of technologies of burning for decrease in issue nitro-gen and carbon oxid, to apply alternative kinds of fuel, to introduce programs of improvement of already created production.
   -  Realization of these efforts can be tracked on change of key parameters of gas-turbine installations: temperature of gases after the chamber of combus-tion and a degree of increase of pressure. These parameters from year to year grow, providing with that high profitability of installations.
   -  Development of gas-turbine installations goes not only on a way of in-crease of profitability, but also increase in their reliability.
   -  For realization in concrete engines and installations of these tendencies at all stages of development of gas-turbine installations it was necessary to solve challenges of their designing, creation and operation. These problems arise and at designing of gas-turbine installations, for example, when it is required to pro-vide the set durability of hot details (50?100 thousand hours) at high tempera-tures (1200 and more) and pressure of gas (up to 3,0 P), and also at fre-quencies of rotation of rotors of 150-300 Hz.
   -  If to consider thus loadings on rotating details from the centrifugal forces, bending forces of gas pressure, and also cyclic thermal loadings and an excited environment of cyclic air it becomes clear, how much the challenge faces by de-sign-engineers at a choice of materials, calculations on durability of details and at a choice of optimum schemes and corresponding parameters of installations.
   -  It is necessary to expect, that in the near future at designing following perspective decisions will be realized:
  1.  The Technology of volumetric computer designing blades and steps of compressors will allow to reach high degrees of increase of pressure in one step (up to 3,5).
  2. Improvement of condensation will allow to reduce sharply outflow of a working body and to raise efficiency.
  3.  Creation of new materials and sheetings will remove limits of high-temperature corrosion of metals.
  4. New technologies of cooling of hot details (for example, cooling blades turbines by the steam) will allow to create turbines with temperature of gas nearby 2000 .
  5.  Heats of gas in the turbine now are provided monocrystal blades, sheetings and corresponding systems of cooling. It is known, that if from a cycle are selected more than 8 % of the general charge of air advantages from rise in temperature of gas are lost all. Steam cooling is considered the most perspective as the temperature of air after the compressor can reach 850 that demands its additional cooling before submission in cooling channels of turbines. Steam cool-ing is especially convenient in the combined installations where steam is used as a working body. Injection only 5 % of steam to air gives as a result of 12 % of ad-ditional energy. At the same time at submission of steam in chamber of combus-tion decreases throughput of the turbine and decrease in a stock of stability of the compressor is possible.
     Except for sheetings known now - thermobarrierical on the basis of ZrO2-Y2O3 thickness 100-300 microns, diffusional and plasma - are developed new aliteration coverings by thickness 25-75 microns with addition of platinum that in-creases stability corrosion.
  6.  Introduction of dry chambers of combustion, liquidation of a problem of the vibrating burning, new technologies of burning will allow to receive NOx < 9 ppm. It will demand increase in number of atomizers at 5-10 times. Their number can reach 200 pieces, located by three rings which are connected in process of output in gas-turbine installations on full capacity. Accordingly, the system of automatic control on modes of the lowered capacity becomes compli-cated. The factor of surplus of air in a zone of burning will increase up to three. Constant ignition of fuel will be provided with an on duty constantly working atom-izer with the small charge of fuel, instead of air circulation as it was done earlier. In gas-turbine installations ring chambers of combustion will be mainly applied. However in such chambers of combustion for reduction of an output of other harmful impurity (CO2, CO, not burned down hydrocarbons) the long chamber of mixture and a heat that contradicts the previous constructive decisions are re-quired.
  7.  Perspective control systems will be based on new devices and means of the control: pyrometers for measurement of temperature of metal, instead of gas; gauges of dynamic pressure for registration of pulsations of a stream in the compressor and in the chamber of combustion; accelerometers for definition of high-frequency fluctuations of blades and prevention of their destruction.
  8. The built in system of monitoring and diagnosing of parameters on the basis of neuronets technologies will provide prolongation of service life of gas-turbine installations, increase in a reserve maintenance period, economy of fuel.
  9. There Are certain problems in manufacture gas-turbine engines which are connected with manufacturing techniques and tests of separate details, units and units. Modern gas-turbine building is precision technologies of precision moulding with operated process of crystallization, electrochemical processing complex three-dimensional curvilinear surfaces, powder metallurgy and many other things. For decrease vibration loadings of details all rotors of engines are subjected to dynamic balancing on working frequencies of rotation that demands special power-intensive machine tools with computer management. Thermal processing of details and drawing of complex multicomponent sheetings (for example, Co-Cr-Al-Y) is an obligatory stage in technology of protection blades turbines from aggressive influence of products of combustion and impurity in cyclic air.
     Specific problems at creation effective gas-turbine installations arise dur-ing their tests and check of parameters of non-failure operation demanded by the customer and durability. Often at the stand it is impossible to reproduce all condi-tions of operation of installations in real conditions. Development of special pro-grams, for example, on the basis of methods of the equivalent accelerated tests therefore is required. For essentially new installations development of such pro-grams represents a challenge with low probability of their authentic decision.
     Development new gas-turbine installations with the raised parameters of a working body will inevitably demand at a new level to solve problems of their reliability. For last years reliability gas-turbine installations of various purpose constantly raised due to perfection of designs, application of new materials, im-provement of manufacturing techniques. However constantly growing require-ments to non-failure operation of installations, development of actions on a safety of objects of power cause to improve a quality monitoring and diagnostics for ac-cident precaution with heavy consequences.
      Development of effective test systems not only can raise non-failure op-eration of installations due to early detection of preconditions to refusals but also will give a significant economic gain at reduction of off-schedule idle times.
      Thus technical progress in the power connected with development gas-turbine technologies demands the complex (system) approach to the decision of problems of non-failure operation of created installations and their diagnosing while in service. Thus it is necessary to be guided both by requirements to devel-oped installations, and on operating experience already existing gas-turbine in-stallations.
      By development of a material of the present edition the author was based not only on personal operating experience gas-turbine installations, but also on the extensive literature on problems of reliability and diagnosing and also on im-pressions of dialogue with the visible expert in the field of reliability and the charming person professor I.A. Ryabinin. Certainly, the monograph could not arise without presence of fundamental preparation which was provided with fac-ulty of steam and gas turbines of the Naval academy.
      The structure of the monograph and its maintenance were influenced with discussion of many questions with colleagues of faculties of power installations of the Naval academy, heat power installations and thermal engines of the St.-Petersburg state technological university of plant polymers, ship turbines and turbine installations of the St.-Petersburg state sea technical university, gas-turbine installations of Naval engineering institute, for what the author is im-mensely grateful to them. The special gratitude to the colleague on faculty of academy, senior lecturer N.A. Marchukov who traditionally reads manuscripts of the author and does the important and valuable remarks not only substantial, but also stylistic character.
      Considering stated, the author will not be surprised, if the close reader will find out some advantages in this edition. At the same time, available lacks which the author completely carries on the account, can form the basis for the construc-tive criticism providing the further development of the important problems of maintenance of non-failure operation of complex technical objects.


Back

Безотказность и диагностика газотурбинных установок

Аннотация

В монографии рассмотрены проблемы безотказности газотурбинных энергетических установок в эксплуатации и задачи их параметрического диагностирования. Приведены методики расчёта показателей безотказности установок в процессе эксплуатации, а также процедуры диагностирования на основе прогноза трендов и многомерного статистического анализа параметров. Особенностью изложения указанных вопросов является широкое использование современных информационных технологий на основе интегрированных математических пакетов Mathcad и Statistica. Даны примеры использования расчётных методик для решения практических задач параметрического диагностирования на основе анализа эксплуатационных данных. Предложена методика оценки качества систем технического диагностирования на этапе проектирования установок и в эксплуатации. Монография рассчитана на специалистов научных организаций, аспирантов и студентов старших курсов, обучающихся и решающих практические задачи оценки технического состояния сложных объектов в эксплуатации. Многие разделы монографии могут быть полезны проектантам ГТУ, а также инженерам-механикам, эксплуатирующим установки. Ил. 84, табл.10, библиогр.: 51 назв. Рецензент: кафедра энергетических установок (корабельных) Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова (начальник кафедры энергетических установок, кандидат технических наук Е.В. Цыбульский)

Введение

Мировая энергетика в конце ХХ века столкнулась с необходимостью научиться создавать относительно недорогие машины с высокими техническими и совершенными экологическими параметрами. Эта потребность во многом обусловлена надвигающимся дефицитом органического топлива, а также ужесточением требований к уровню загрязнения окружающей среды.
Анализ тенденций развития энергетических машин свидетельствуют о том, что наиболее совершенные установки могут быть созданы с использованием газотурбинных технологий. Вполне обоснованно многие специалисты по энергетике считают XXI век - веком газотурбинных технологий.
Это мнение основывается на:
      -высокой энергоёмкости газотурбинных установок, характеризуемой удельной мощностью 1-3 МВт/м3 (1-2 МВт/т) и значительной агрегатной мощностью (10 - 800 МВт);
      -высоком КПД на режимах номинальной нагрузки (55 - 60 % и более в сложном и бинарном циклах, рис.1.1);


Рис.1.1.Тенденции изменения коэффициентов полезного действия энергетических установок

      -высокой манёвренности и готовности к действию (экстренное приготовление к действию 20-30 мин, время запуска 5-10 мин, время выхода на номинальный режим 15-20 мин);


Рис.1.2. Заказы и производство энергетических ГТУ в США и Канаде

      -высокой автоматизации процессов управления, малой трудоёмкости технического обслуживания, высокой ремонтопригодности.
      Энергетические программы промышленно развитых стран мира конца ХХ века (рис.1.2) и на первую половину XXI века подтверждают тенденцию широкого использования ГТУ для выработки энергии.
      В середине прошлого столетия были достигнуты значительные успехи в развитии газотурбинных двигателей в военной авиации. Это обуславливалось как политическим противостоянием двух мировых систем, так и борьбой за освоение газотурбинных технологий, свидетельствующих об уровне развития технического потенциала стран.
      В разработке и создании газотурбинных двигателей третьего поколения принимали участие четыре страны: СССР, США, Франция, Англия; двигателей четвертого поколения - только три, а двигателей пятого поколения - всего две: Россия и США.
      К работам по созданию двигателей шестого поколения приступили только в США. Объясняется это тем, что затраты на создание двигателей "нового поколения" очень велики. Однако эти затраты оправдываются тем, что газотурбинные технологии станут основой дальнейшего развития индустрии высокоразвитых промышленных стран мира на ближайшие 50 лет.
      Известно, что промышленное применение газовых турбин началось с конверсии авиационных ГТД, но в настоящее время промышленная газотурбинная техника во всем мире развивается более интенсивно. Это привело к тому, что отработка самых передовых газотурбинных технологий зачастую опережает развитие авиационных двигателей, являясь базой уже для совершенствования авиации.
      В 1992 году в США была принята программа "Advanced Turbine System" (ATS) - "Передовые турбинные системы" с целью создания ГТУ с КПД простого цикла 40 %, в комбинированном цикле - 60%; снижения эмиссии NOx до уровня не более 9 ррm, а СО - не более 20 ррm за свободной турбиной без внешних систем подавления вредных выбросов при сохранении или повышении уровня надежности. Прошедшие годы показали, что эта программа во многом выполнена.
      На мировом энергетическом рынке широко представлены компании GE, Rolls-Royce, ABB, Siemens, Solar Turbines, Mitsubishi Heavy Industries Europe и ряд других фирм. Более 40 лет на мировом рынке промышленных газовых турбин лидирует компания General Electric Power Systems (около 50 % мирового рынка газовых турбин).
      Многие транснациональные компании проникают в газотурбинную промышленность Российской Федерации, покупая акции ведущих двигателестроительных фирм. Так, например, компания Pratt & Whitney, признанный производитель авиационных двигателей, приобрела пакет акций одного из ведущих российских предприятий ОАО "Пермские моторы", а фирма Siemens - акции "Силовых машин". Большой вклад в развитие газотурбинной энергетики вносят отечественные авиационные конструкторские бюро и производства "Сатурн", КБ им Н.Д. Кузнецова и др.
      В целом все фирмы, разрабатывающие передовые газовые турбины, отличает стремление повысить характеристики двигателей за счет улучшения параметров цикла, развития технологий горения для снижения эмиссии оксидов азота и углерода, применять альтернативные виды топлива, внедрять программы улучшения уже созданной продукции.
      Реализацию этих усилий можно проследить по изменению основных параметров ГТУ: температуры газов после камеры сгорания и степени повышения давления (рис.1.3). Эти параметры из года в год растут, обеспечивая тем самым высокую экономичность установок.


Рис.1.3. Тенденции изменения параметров ГТУ
а - температура газов; б - степень повышения давления

      Развитие ГТУ идёт не только по пути повышения экономичности, но и увеличения их надёжности.
      Для реализации в конкретных двигателях и установках этих тенденций на всех этапах развития ГТУ приходилось решать сложные проблемы их проектирования, создания и эксплуатации. Эти проблемы возникают и при проектировании газотурбинных установок, например, когда требуется обеспечить заданную долговечность горячих деталей (50?100 тыс. ч) при высоких температурах (1200 °С и более) и давлениях газа (до 3,0 МПа), а также при частотах вращения роторов 150-300 Гц.
      Если учесть при этом нагрузки на вращающиеся детали от центробежных сил, изгибающих сил газового давления, а также циклические термические нагрузки и агрессивную среду циклового воздуха, то становится понятно, насколько сложная задача стоит перед проектантами при выборе материалов, расчётах на прочность деталей и при выборе оптимальных схем и соответствующих параметров установок.
      Следует ожидать, что в ближайшем будущем при проектировании будут реализованы следующие перспективные решения:
    1. Технология объёмного компьютерного проектирования лопаток и ступеней компрессоров позволит достичь высоких степеней повышения давления в одной ступени (до 3,5).
    2. Усовершенствование уплотнений позволит резко уменьшить утечки рабочего тела и повысить КПД.
    3. Создание новых материалов и защитных покрытий отодвинет пределы высокотемпературной коррозии металлов.
    4. Новые технологии охлаждения горячих деталей (например, охлаждение лопаток турбины паром) позволит создавать турбины с температурой газа около 2000 °С.
    5. Высокие температуры газа в турбине в настоящее время обеспечиваются монокристаллическими лопатками, защитными покрытиями и соответствующими системами охлаждения. Известно, что если из цикла отбирается более 8 % общего расхода воздуха, то теряются все преимущества от повышения температуры газа. Паровое охлаждение считается самым перспективным, так как температура воздуха после компрессора может достигать 850 °С, что требует его дополнительного охлаждения перед подачей в охлаждающие каналы турбин. Паровое охлаждение особенно удобно в комбинированных установках, где пар используется в качестве рабочего тела. Впрыск всего 5 % пара к воздуху даёт в итоге 12 % дополнительной энергии. В то же время при подаче пара в КС снижается пропускная способность турбины и возможно снижение запаса устойчивости компрессора.
      Кроме известных в настоящее время защитных покрытий - термобарьерных на основе ZrO2-Y2O3 толщиной 100-300 мкм, диффузионных и плазменных - разрабатываются новые алитирующие покрытия толщиной 25-75 мкм с добавлением платины, что увеличивает стойкость к коррозии.
    6.  Внедрение сухих камер сгорания, ликвидация проблемы вибрационного горения, новые технологии горения позволят получить NOx < 9 ppm. Это потребует увеличения числа форсунок в 5-10 раз. Их число может достигать 200 шт., расположенных тремя кольцами, которые подключаются по мере выхода ГТУ на полную мощность. Соответственно, усложняется система автоматического регулирования на режимах пониженной мощности. Коэффициент избытка воздуха в зоне горения будет увеличиваться до трех. Постоянное воспламенение топлива будет обеспечиваться дежурной постоянно работающей форсункой с небольшим расходом топлива, а не циркуляцией воздуха, как это делалось ранее. В газотурбинных установках преимущественно будут применяться кольцевые камеры сгорания. Однако в таких КС для уменьшения выхода других вредных примесей (CO2 , CO, несгоревших углеводородов) требуется длинная камера смешения и высокая температура, что противоречит предыдущим конструктивным решениям.
    7.  Перспективные системы управления будут основываться на новых приборах и средствах контроля: пирометрах для измерения температуры металла, а не газа; датчиках динамического давления для регистрации пульсаций потока в компрессоре и в камере сгорания; акселерометрах для определения высокочастотных колебаний лопаток и предотвращения их разрушения.
    8.  Встроенная система мониторинга и диагностирования параметров на основе нейросетевых технологий будет обеспечивать продление срока службы ГТУ, увеличение межремонтного срока, экономию топлива.
    9. Существуют определённые проблемы в производстве газотурбинных двигателей, которые связаны с технологией изготовления и испытания отдельных деталей, узлов и агрегатов. Современное газотурбостроение - это высокоточные технологии прецизионного литья с управляемым процессом кристаллизации, электрохимическая обработка сложных трёхмерных криволинейных поверхностей, порошковая металлургия и многое другое. Для снижения вибронагруженности деталей все роторы двигателей подвергают динамической балансировке на рабочих частотах вращения, что требует специальных энергоёмких станков с компьютерным управлением. Термическая обработка деталей и нанесение сложных многокомпонентных защитных покрытий (например, Co-Cr-Al-Y) является обязательным этапом в технологии защиты лопаток турбины от агрессивного воздействия продуктов сгорания и примесей в цикловом воздухе.

      Специфические проблемы при создании эффективных ГТУ возникают в процессе их испытаний и проверки требуемых заказчиком показателей безотказности и долговечности. Часто на стенде невозможно воспроизвести все условия эксплуатации установок в реальных условиях. Поэтому требуется разработка специальных программ, например, на основе методов эквивалентных ускоренных испытаний. Для принципиально новых установок разработка таких программ представляет собой сложную задачу с невысокой вероятностью их достоверного решения [21].
      Разработка новых ГТУ с повышенными параметрами рабочего тела неизбежно потребует на новом уровне решать проблемы их надёжности. За прошедшие годы надёжность ГТУ различного назначения постоянно повышалась за счёт совершенствования конструкций, применения новых материалов, улучшения технологии изготовления. Однако постоянно растущие требования к безотказности установок, разработка мероприятий по обеспечению безопасности объектов энергетики вызывают необходимость совершенствовать методы контроля и диагностики для предотвращения аварий с тяжёлыми последствиями.
      Разработка эффективных систем технического диагностирования не только может повысить безотказность установок за счёт раннего обнаружения предпосылок к отказам, но и даст значительную экономическую выгоду при сокращении внеплановых простоев [24,25,27-30].
      Таким образом, технический прогресс в энергетике, связанный с развитием газотурбинных технологий, требует комплексного (системного) подхода к решению проблем безотказности создаваемых установок и их диагностирования в процессе эксплуатации. При этом необходимо ориентироваться как на требования к разрабатываемым установкам, так и на опыт эксплуатации уже существующих ГТУ.
      При разработке материала настоящего издания автор базировался не только на личном опыте эксплуатации газотурбинных установок, но и на обширной литературе по проблемам надёжности и диагностирования, а также на впечатлениях от общения с видным специалистом в области надёжности и обаятельным человеком профессором И.А. Рябининым. Безусловно, монография не могла бы возникнуть без наличия фундаментальной подготовки, которую обеспечила кафедра паровых и газовых турбин Военно-морской академии.
      На структуру монографии и её содержание оказало влияние обсуждение многих вопросов с коллегами кафедр энергетических установок Военно-морской академии, теплосиловых установок и тепловых двигателей Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, судовых турбин и турбинных установок Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, газотурбинных установок Военно-морского инженерного института, за что им автор безмерно благодарен. Особая благодарность коллеге по кафедре академии, доценту Н.А. Марчукову, который традиционно читает рукописи автора и делает важные и ценные замечания не только содержательного, но и стилистического характера.
      Учитывая изложенное, автор не удивится, если внимательный читатель обнаружит в этом издании некоторые достоинства. В то же время, имеющиеся недостатки, которые автор полностью относит на свой счёт, могут служить основанием для конструктивной критики, обеспечивающей дальнейшее развитие важных проблем обеспечения безотказности сложных технических объектов.

      Написание данной монографии потребовало определённых усилий и соответствующих затрат времени, а также выдержки, терпения и понимания со стороны моей семьи, за что автор бесконечно признателен, прежде всего, жене - Галине.

Назад