Библиография
(публикации автора последних лет)

1.Рыбалко В.В. Надёжность систем теплоснабжения промышленных предприятий. Курс лекций: Учебное пособие Часть 1,2/СПбГТУ РП. СПб., 1998, 1999. 81, 141с.
      В учебном пособии изложены основные понятия и закономерности теории надёжности сложных технических систем применительно к системам теплоснабжения промышленных предприятий. Рассмотрены методы оценки показателей надёжности систем теплоснабжения промышленных предприятий при проектировании и в процессе эксплуатации, показано применение этих методов для разработки технических заданий на проектирование, для анализа причин отказов и для создания программ обеспечения безотказности объектов промышленной энергетики.
     Учебное пособие предназначено для студентов факультета промышленной энергетики Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров.
Назад

2 Рыбалко В.В., Бабичев А.А. Корабельные газотурбинные энергетические установки. Организация разработки и эксплуатации: Учебник/Военно-морская академия. СПб., 2000. 560с.
     Задачи, поставленные военной доктриной РФ перед Вооружёнными силами, включают требования к Военно-морскому флоту по обеспечению защиты интересов государства в различных районах Мирового океана. Это, в свою очередь, является основой для формирования конкретных требований к боевым возможностям кораблей различных классов. Известно, что необходимым условием полной реализации боевых возможностей кораблей, изложенных техническом задании на проектирование, являются нормативная техническая готовность, надёжность и высокая экономичность главных и вспомогательных энергетических установок, и, в частности, газотурбинных энергетических установок.
     Газотурбинные энергетические установки (ГТЭУ) являются следствием технического прогресса в энергомашиностроении в середине 20-го века. Первые газотурбинные двигатели (ГТД) появились в 50-е годы на кораблях в результате конвертирования авиационных двигателей. В течение короткого времени ГТД стали вытеснять другие энергетические установки на кораблях различного назначения от ракетных катеров до крейсеров и авианесущих кораблей. В конце 60-х годов ведущие промышленно-развитые страны престали строить корабли водоизмещением от 1000 до10 тыс.т с другими видами энергетических установок, кроме газотурбинной. Быстроходные корабли малого водоизмещения (до 1 000 т) часто строились или с газотурбинной энергетикой или с дизель-газотурбинными энергетическими установками. Такая тенденция сохраняется и в начале двадцать первого столетия.
     Техническая готовность, надёжность и экономичность корабельных ГТЭУ определяются уровнем инженерных решений, заложенных в проект, совершенством технологии изготовления установок, качеством функционирования системы технического обеспечения, подготовленностью специалистов электромеханических служб (ЭМС) флота, эксплуатирующих установки и рядом других факторов. Выделенные факторы трудно ранжируются по важности, так как на разных стадиях жизненного цикла ГТЭУ приоритеты меняются. Большинство из перечисленных факторов поддаются управлению, и специалисты флота имеют возможность участвовать в обеспечении требуемого качества установок, начиная с разработки технического задания (ТЗ) на проектирование.
     При разработке проекта газотурбинной установки в соответствии с ТЗ, в процессе создания головного образца и затем серийных изделий везде принимают участие представители ВМФ. Любые испытания установок, включая государственные испытания в период сдачи корабля флоту, проводятся при самом непосредственном участии военных инженеров-механиков. Так, например, членом государственной комиссии по приёмке для флота первого отечественного газотурбинного двигателя М1 в 1951 году был доцент Военно-морской академии капитан 1 ранга Лев Владимирович Гастев.
     После приёмки кораблей с ГТЭУ на флот эксплуатацией газотурбинных установок занимается многочисленный коллектив специалистов ЭМС флотов, находящихся на разных ступенях должностной лестницы. Как правило, на самых ответственных постах в научных учреждениях ВМФ, на предприятиях оборонной промышленности, в центральных органах управления флота в технических органах флотов и непосредственно на соединениях кораблей служат выпускники Военно-морской академии, получившие специальную подготовку по организации разработки и эксплуатации газотурбинных энергетических установок. Требования к специальной подготовке выпускника академии, отражённые в учебной программе, послужили основой для формирования структуры и содержания учебника.
     Материал учебника излагается в последовательности, определенной учебной программой, с некоторой самостоятельностью глав и параграфов. Это позволяет читателю прорабатывать отдельные разделы и формировать законченное представление по интересующему вопросу с необходимым уровнем детализации. Для закрепления теоретических знаний и для выработки у слушателей практических навыков, в учебнике приводятся примеры и даются решения некоторых типовых задач, встречающихся в практике разработки и эксплуатации ГТЭУ.
     Содержание учебника отражает значительный опыт преподавания теории рабочего процесса, основ проектирования и эксплуатации ГТЭУ на кафедре Военно-морской академии. Уже, начиная с 20-х годов, отдельные вопросы теории рабочего процесса газотурбинных установок изучалась в Военно-Морской академии, где преподаватель кафедры энергетических установок Н.Н. Берлявский читал лекции по теории ГТУ и руководил дипломным проектированием.
     В учебный процесс Академии в полном объёме эти вопросы включил в 1939 году член-корреспондент АН СССР М.И. Яновский, который обобщил и существенно развил теорию циклов корабельных ГТЭУ, а также предложил принципиально новые методы их расчета. М.И. Яновскому принадлежит впервые высказанная идея (1948 г.), по которой был написан специальный доклад об использовании ядерной энергии на кораблях флота, куда были включены и принципиальные вопросы о создании атомной газотурбинной установки на гелии.
     Теория корабельных ГТЭУ изучалась в Академии на основе фундаментальных исследований советских ученых-профессоров В.М. Маковского, Г.И. Зотикова, В.В. Уварова, основателей советской школы газотурбостроения и современного направления в развитии газотурбинных установок. Работами этих ученых была обоснована перспективность реализации циклов ГТД со сгоранием топлива при постоянном давлении рабочего тела (Г.И. Зотиков, 1933 г) и выбор схемы корабельных газотурбинных двигателей, используемых в настоящее время, как у нас, так и за рубежом. Реальность и целесообразность предложенных решений были подтверждены в последующие годы, тогда именно такие установки получили широкое применение в различных областях стационарной и транспортной энергетики.
     Вслед за М.И.Яновским большой вклад в развитие теории газотурбинных установок внес его ученик заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Г.Г.Жаров, который создал фундаментальные учебники по вопросам теории, проектирования и эксплуатации корабельных ГТЭУ, а также разработал совместно с коллективом кафедры одно из первых руководств по проектированию газотурбинных установок. Г.Г.Жаров был не только видным ученым, высококвалифицированным педагогом, но и активным участником процесса внедрения газотурбинных установок на корабли отечественного ВМФ.
     С накоплением опыта проектирования и эксплуатации ГТЭУ развивался и совершенствовался соответствующий курс, читаемый в Академии, который в этот период был дополнен такими важными вопросами, как оценка стоимости проектирования, постройки и эксплуатации, ремонтопригодность, обеспечение надежности и борьба с аварийностью корабельных газотурбинных установок, борьба с шумом и вибрацией ГТЭУ, а также обеспечение их эффективной эксплуатации. По этим вопросам Г.Г. Жаровым, коллективом кафедры Академии (Н.И. Никольский, Е.А. Ипатов, С.Н. Гаврилов, Л.С. Венцюлис, А.А. Марченко) были созданы учебные пособия, которые оказали значительное влияние на подготовку специалистов для ВМФ.
     В шестидесятые годы ученые кафедры положили начало разработке перспективных вопросов развития ГТЭУ - теории высокотемпературных газотурбинных двигателей, проблеме оценки показателей надежности в эксплуатации при ограниченной статистической информации, способы расчета необходимого комплекта запасных частей при планировании похода кораблей, методы восстановления технической готовности и др.
     Эти вопросы после их всесторонней апробации внедрялись в учебный процесс, что позволило обеспечить для выпускников академии оптимальное сочетание теоретических знаний и практических навыков для того, чтобы эффективно решать проблемы, возникающие при эксплуатации ГТЭУ.
     К началу 90-х годов Военно-морской флот РФ накопил во многом уникальный опыт эксплуатации газотурбинных энергетических установок на кораблях различных классов. Длительные походы кораблей, решение сложных задач технического обеспечения соединений кораблей в районах несения боевой службы, ремонт и восстановление технической готовности в автономном плавании позволили накопить исключительно ценный материал, который требовал своего обобщения и научного осмысления.
     На кафедре академии проводилась большая научно-исследовательская работа по обобщению опыта эксплуатации газотурбинных установок и разработке мероприятий по повышению их технической готовности. Результаты исследований внедрялись в учебные программы, что требовало разработки новых учебных пособий и учебников. Стремление в максимальной степени удовлетворить возросшим требованиям к уровню подготовки специалиста - выпускника Академии по вопросам организации разработки и эксплуатации газотурбинных установок и одновременно обеспечить сочетание фундаментальной теоретической подготовки с твердыми знаниями устройства и практических навыков по эксплуатации и боевому использованию ГТЭУ явилось главным моментом, на что ориентировались авторы при разработке учебника.
     Учебник содержит четыре объединенные между собой общим замыслом главы. В первой из них излагаются наиболее общие проблемы теории рабочего процесса корабельных ГТЭУ, в том числе новые вопросы, связанные с применением современных методов карнотизации цикла газотурбинных двигателей: регенерации и утилизации теплоты, использования других способов повышения экономичности при разработке газотурбинных двигателей. Важное место при этом уделяется разработке теории сложных циклов, где существуют ещё мало исследованные вопросы оптимизации параметров для установок различного назначения.
     В этой же главе рассмотрены характеристики корабельных ГТЭУ на режимах пониженной мощности и на динамических режимах. Учебный материал включает теоретические вопросы рабочего процесса газотурбинных двигателей различных схем на пониженной мощности. Детально изложены методы обеспечения устойчивой и экономичной работы газотурбинных энергетических установок при проектировании.
     Вторая глава учебника также посвящена проблеме обеспечения качества ГТЭУ при проектировании, которая рассматривается на основе анализа требований к корабельным энергетическим установкам. Впервые изложены вопросы прогнозирования продолжительности основных этапов жизненного цикла, а также методы оценки технического уровня разрабатываемых установок. На примерах из истории создания отечественных газотурбинных установок показаны основные закономерности их развития и выявлены направления совершенствования параметров ГТД для перспективных кораблей.
     Смысловое и методическое построение двух заключительных глав книги направлено на освоение читателем методов решения проблем обеспечения эффективного функционирования ГТЭУ при решении кораблями задач по предназначению. Подробно исследовано влияние факторов внешней среды на процесс функционирования установок и показаны пути обеспечения экономичной и надёжной работы. Впервые рассмотрены вопросы расчёта оптимальной скорости хода и выбора состава главных двигателей для достижения минимального расхода топлива на милю пути.
     На основе подробного анализа надёжности корабельных ГТЭУ выявлены направления практической деятельности руководителей ЭМС по обеспечению безотказной работы энергетических установок в различных условиях плавания. Даны методы оценки показателей надёжности энергетических установок на кораблях соединений флота.
     В учебнике значительное внимание уделено вопросам повседневной оценки технического состояния энергетических установок в эксплуатации. Рассмотрены способы выявления предотказного состояния с использованием результатов измерения параметров ГТД, зафиксированных в эксплуатационной документации. Показаны методы разработки моделей прогнозирования технического состояния ГТЭУ и их использование для оценки технического состояния.
     В четвёртой главе учебника впервые рассмотрены вопросы живучести технических средств, а также методы восстановления технической готовности при боевых и аварийных повреждениях.
     Известно, что в практической деятельности выпускников академии на соединениях флота важное место занимают вопросы технического обеспечения и, поэтому, в учебнике проанализированы пути совершенствования технического обслуживания установок и показаны возможности оптимизация сроков проведения профилактических работ. При этом определённое внимание уделено проблеме технического диагностирования и рассмотрены современные методы, которые могут быть использованы в практике эксплуатации ГТЭУ на флоте.
     Учебник снабжён обширным приложением, в котором помещены справочные материалы и некоторые статистические таблицы, что позволяет решать многочисленные примеры из учебника, а также и некоторые эксплуатационные задачи без привлечения других литературных источников.
     При подготовке данного издания авторами разработаны алгоритмы решения конкретных задач, а также некоторых исследовательских проблем, которые из-за ограниченности объёма не могли быть включены в учебник. Это относится, в частности, к задачам выбора рациональных моделей технического обслуживания, восстановление технической готовности, обеспечения ЗИП, диагностирования и т.п. При необходимости читатель может ознакомиться с указанными разработками на кафедре академии.
     Структура учебника в целом, подбор и расположение материала сложились под влиянием, с одной стороны, действующих учебных программ, а с другой, опыта многолетнего преподавания одноименной дисциплины в Академии несколькими поколениями ученых, о которых сказано выше, а также в результате обсуждения ключевых вопросов с коллегами кафедры и выпускниками, которым авторы выражают искреннюю благодарность.
     Учебник разработан Рыбалко В.В. и Бабичевым А.А. (п.п.1.2,1.3, 2.3.2, 4.2) под общей редакцией д.т.н. профессора Рыбалко В.В.
Назад

3 Рыбалко В.В. Методики и алгоритмы выполнения расчётов при изучении дисциплины "Корабельные газотурбины энергетические установки": Учебное пособие/ Военно-морская академия. СПб., 2000. 127с.
     Учебное пособие "Методики и алгоритмы .. " предназначено для слушателей Военно-морской академии, изучающих вопросы разработки и эксплуатации корабельных газотурбинных энергетических установок.
     Алгоритмы решения учебных задач выполнены в средах MATHAD и EXCEL. По мнению автора, созданные алгоритмы получились достаточно наглядными и удобными для исследования различных вариантов и поиска оптимальных решений. Длительный и положительный опыт использования указанных алгоритмов при чтении дисциплины на кораблестроительном факультете академии показал их пригодность для самостоятельного изучения, хорошую графическую информативность, приемлемую точность расчётов, а также возможность с их помощью значительной интенсификации и повышения качества учебного процесса. Содержательная часть предложенных методик неоднократно корректировалась после обсуждения с профессорско-преподавательским составом кафедры, за что автор искренне благодарен коллегам.
     В методическом плане данная разработка может быть полезна начинающим преподавателям
Назад

4 Рыбалко В.В., Часовских А.А. Методика теплового расчёта газотурбинных энергетических установок: Учебное пособие/СПбГТУ РП. СПб., 2002. 120с
     Учебное пособие направлено на подготовку специалистов по методам расчёта эффективности рабочего процесса ГТУ и основных показателей их долговечности. С учётом быстрого развития газотурбинной энергетики, особенно в комбинированных парогазовых установках, методы расчёта характеристик ГТУ становятся всё более востребованными не только в высших учебных заведениях, но и на практике, например, при выполнении модернизации существующих энергетических установок.
     Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов факультета промышленной энергетики (специальность 100700) Санкт-петербургского государственного университета растительных полимеров, которые имеют начальную подготовку по общенаучным и специальным дисциплинам и выполняют курсовое или дипломное проектирование.
     Отдельные разделы пособия представляют интерес для специалистов, эксплуатирующих газотурбинную технику.
     ведение, разделы 1,2, приложение 1 написаны В.В. Рыбалко, раздел 3, приложения 2,3 написаны А.А. Часовских под общей редакцией В.В. Рыбалко.
Назад

5 Рыбалко В.В. История развития отечественных корабельных газотурбинных энергетических установок: Учебное пособие/Военно-морской инженерный институт. СПб., 2003. 71с.
     Учебное пособие " История развития отечественных корабельных газотурбинных энергетических установок" предназначено для курсантов старших курсов Военно-морского инженерного института по учебной дисциплине "Корабельные комбинированные энергетические установки". Может быть полезно адъюнктам и начинающим преподавателям при изучении специальных дисциплин по профилю кафедры газотурбинных установок.
Назад

6 Рыбалко В.В., Гончаров С.П. Корабельные комбинированные энергетические установки: Учебник /Военно-морской инженерный институт. СПб., 2003. 471с.
     Учебник разработан в соответствии с учебной программой и отражает современные взгляды на вопросы теории рабочего процесса корабельных газотурбинных энергетических установок. Материал учебника в отдельных моментах выражает позицию авторов, выработанную за тридцатилетний период преподавания в Военно-морской Академии и Военно-морском инженерном институте.
     Учебник предназначен для курсантов старших курсов, получивших начальную общенаучную и общеинженерную подготовку, и приступивших к изучению теории рабочего процесса корабельных газотурбинных установок. В связи с этим, многие положения теплотехники, термодинамики и других инженерных дисциплин в данном курсе детально не раскрываются и используются как известные обучающимся.
      Построение учебника и последовательность изложения материала предусматривают возможность самостоятельной работы курсантов, как по отдельным вопросам, так и по всему курсу.
     Авторы надеются, что в методическом плане учебник будет полезен начинающим преподавателям. Учебник может служить для повышения профессиональных знаний инженеров-механиков, эксплуатирующих газотурбинные установки на кораблях ВМФ.
Назад

7 Барановский В.В., Злобин В.Г., Пилипенко Н.Н., Рыбалко В.В. Корабельные энергетические установки: Учебное пособие/Военно-морская академия. СПб., 2003. 356с.
     Учебное пособие "Корабельные энергетические установки" предназначено для слушателей Военно-морской академии и даёт классификацию, характеристику особенностей основных типов корабельных энергетических установок, сравнение их достоинств и недостатков. Обстоятельный анализ современного состояния и перспектив развития энергетических установок, работающих на органическом топливе, может быть полезным для российских и иностранных адъюнктов высших учебных заведений, специалистов ВМФ и представителей промышленности.
     Авторами пособия являются: В.В. Барановский (п. 2.2, гл.2), В.Г. Злобин (п.2.3 гл.2), Н.Н. Пилипенко (введение, гл.1, пп.2.4,2.5, гл. 2, заключение), В.В. Рыбалко (п.2.1 гл. 2).
     Авторы выражают благодарность коллективу кафедры за внимательный просмотр рукописи.
Назад

8 Рыбалко В.В. Корабельные газотурбинные энергетические установки. Проблемы разработки и эксплуатации: Монография/Военно-морской инженерный институт. СПб., 2003. 450 с. (План издания 2003 г.).
     В монографии изложены вопросы разработки и эксплуатации корабельных газотурбинных энергетических установок, которыми автор непосредственно занимался в течение более 40 лет в период службы на кораблях ВМФ и на кафедре энергетических установок Военно-морской академии, и которые не нашли достаточно полного отражения в учебниках и учебных пособиях автора.
     Рассмотрены пути обеспечения экономичности и надёжности ГТЭУ при проектировании. Изложены вопросы прогнозирования продолжительности основных этапов жизненного цикла, а также методы оценки технического уровня разрабатываемых установок и расчёта показателей надёжности корабельных ГТЭУ при проектировании.
     Уделено внимание методам решения проблемы обеспечения эффективного функционирования ГТЭУ при решении кораблями задач по назначению. Исследовано влияние факторов внешней среды на процесс функционирования установок и показаны пути обеспечения их экономичной и надёжной работы.
     Монография содержит методики по повседневной оценке технического состояния энергетических установок в эксплуатации.
     Монография предназначена для широкого круга специалистов электромеханической службы ВМФ и промышленности, научных работников, преподавателей и адъюнктов высших учебных заведений ВМФ, проектантов корабельных газотурбинных энергетических установок.
Назад